Год назад, 25 мая, ушла из жизни моя мама — Наталья Павловна Фицнер — «шаноўная настаўніца з Палесся». Именно так называл маму Василь Быков,  встречу, дружбу и уважение с которым  она пронесла через всю  жизнь и передала своим ученикам.  

Мама работала учителем русского и белорусского языков и литературы в Буйновичской средней школе, много времени уделяла работе, общественной жизни,  пела в хоре и сольно под баян, выступала в Лельчицах на смотрах самодеятельности, исполняя  красивым  от природы голосом лирические романсы и патриотические песни о Родине, как Людмила Зыкина, на песнях которой по радио мама и научилась петь.

Мама очень любила писать статьи о родных местах и важных событиях в районную газету «Светлае жыццё»,  потому что, как она говорила, «люди любят и читают эту газету». Праздник 9 мая был всегда особенным для неё событием. В этот день она всегда ехала к отцу-ветерану Великой Отечественной войны,  который делился с ней воспоминаниями о войне, высказывал мнение о настоящем и будущем.

В архиве у мамы остались неопубликованные материалы о великом подвиге советского народа. В знак памятной даты, мне хочется предложить вниманию читателей её статью про Сталинградскую битву, изучение которой мама считала очень важной темой в литературе.

Десятилетия прошли с окончания второй мировой войны, а память о ней продолжает жить в сознании человечества. В последние годы особое значение приобрело осмысление героического прошлого нашего народа. Огромную роль в этом важнейшем процессе играет литература, задача которой донести до читателей, особенно молодёжи, великую правду о ратном подвиге советских людей.

Второго февраля 2022 года исполнилось 79 лет со дня завершения поистине всемирно известного события — Сталинградской битвы, начала коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны советского народа против немецко-фашистских захватчиков.

Что происходило в военные годы под Сталинградом, мы можем подробнее узнать из произведений художественной литературы.

Кто же они — «летописцы тех подвигов ратных»? Это прежде всего те писатели, которые сами воевали под Сталинградом. Виктор Некрасов, Юрий Бондарев, Константин Симонов, Василий Гроссман и многие другие… Писатели военного поколения принесли на страницы своих произведений убеждённую правдивость, пронзительную достоверность. Их книги несут заряд жестокого драматизма. В них заключена суровая и героическая солдатская правда о войне, которая необходима особенно нам, молодым, не знающим, что такое война. Они показали солдата и стоящие насмерть «пяточки», плацдармы, безымянные высотки, заключающие в себе обобщения всей окопной тяжести войны. Главными их героями являются солдаты и офицеры одного взвода, батареи, полка.

Одним из таких произведений о битве под Сталинградом является повесть Виктора Некрасова «В окопах Сталинграда» (1946 г.). Это было первое произведение неизвестного автора, бывшего фронтовика, дослужившего до капитана и провоевавшего под Сталинградом все «дни и ночи» его обороны. Даже для фронтовиков книга «В окопах Сталинграда» стала настольной. Читатель увидел в ней настоящую войну, написанную достоверно и чётко, со всей её бесчеловечностью и жестокостью.

События в повести происходят в 1942 году, когда противник рвался к Волге и отступать больше некуда было. В «Окопах» описана передовая, ожесточённые бои в районе Мамаева кургана. Повествование ведётся от имени Керженцева — заместителя командира полка по инженерной части. На все события мы смотрим его глазами.

Повесть начинается с описания отступления наших войск до Дона, когда враг взял Воронеж, Оскол, когда положение наших войск было незавидное: на 1 километр — 10-12 бойцов, не хватало даже обыкновенных кирок. Кто виноват в неподготовленности наших войск? Почему враг дошёл до Волги? Вот подтекст первых страниц произведения. Но ни у Керженцева, ни у комбата Ширяева, ни у других героев повести нет никаких сомнений в справедливости войны и нашей победе. Они без колебания готовы отдать жизнь за победу, которая в Сталинграде заключалась в том, чтобы не сдать немцам какой-нибудь дом, не допустить их вперёд.

В составе 38-й армии полк Керженцева отступал до Сталинграда и вошёл в мирный город. Ещё на базаре лежали горы помидоров и огурцов, женщины красили губы, всюду развешены вывески газет, кино идёт в три сеанса. В оперетте — «Сильва», «Марица». И тут Керженцев получает задание подготовить к взрыву промышленные объекты. Над городом появились первые бомбардировщики, немцы начинают бомбить город с утра до вечера. Горят нефтехранилища. Горит город. Чёрный город и красная Волга.

Батальон Керженцева получает задачу — врыться, опутаться проволокой, обложиться минами и держаться. Месяц, два, три, пока не скажут. Весь Мамаев курган они занять были не в силах, но то, что есть, отдавать было нельзя. У Керженцева был самый трудный участок на Мамаевом.

А немцы рвались к Волге: «Пьяные, осатанелые, в пилотках набекрень, с засученными рукавами. Кричат, как оглашённые, поливают нас дождём из автоматов, откатываются, опять лезут. И если не бомбят, так лезут в атаку, если не лезут в атаку — бомбят».

А потом пошли танки. Прямо на позицию Керженцева. Описание ползущих танков помогает нам зримо, осязаемо представить эпизод боя, трагизм положения бойцов: «Один танк перебирается всё-таки через железо. Лязгает гусеницами. Переваливаясь с боку на бок, ползёт прямо на нас. Хорошо виден чёрный, противный крест…».

Атака была отбита. Но вскоре батальону Керженцева дана была новая задача — взять высоту, на которой был установлен вражеский пулемёт, мешавший «парализовать мост» и «облегчить жизнь 30-го батальона». В распоряжении Керженцева было час пятнадцать минут. Но задача была выполнена благодаря нечеловеческому напряжению воли, моральным и физическим силам Керженцева и его боевых товарищей.

После ночной атаки их остаётся всего двенадцать человек пехоты. Кроме этого, они очутились в «кольце». Боеприпасов было на два дня. И все на пятачке. Они попадают под миномётный обстрел и бесконечные атаки. Подходит к концу вода, а без неё пулемёты шипят, как чайники. Людей остаётся всё меньше. Но высоту они сдержали, хотя Керженцев получил ранение.

Тринадцатого ноября 1942 года немцы последний раз бомбили Сталинград. После 82 дней непроходимого грохота и дыма, после сплошной, с семи утра до семи вечера бомбёжки, наступает тишина.

Так на примере одного батальона, одного «пятачка» на переднем крае писателю удалось изобразить всё величие народного подвига.

Другой суровой повестью о сталинградских днях значится повесть Константина Симонова «Дни и ночи». Главным для героев повести Симонова является — не отдать дом, не допустить врага вперёд ни на шаг. Тот же трагизм и достаточно небогатая событийная сторона, та же впечатляющая достоверность фронтового быта, то же глубокое проникновение во внутренний мир героев. Всё это, как в повести «В окопах» заставляет живее биться сердце, с пронзительной ясностью открывая молодому поколению незнакомый ему мир.

Предметом пристального внимания является батальон Сабурова — главного героя повести. Дивизия, в состав которой входил батальон Сабурова, попала в окружение. Немцы прорвались к Волге и разрезали армию — самое худшее, что могло случиться. Сабуров получает задание взять дома, уже взятые немцами: «Раз отдать сумели, теперь надо суметь отбить» — таков был приказ. И они отбили.

Но Сабуров и его батальон попали в окружение. Им предстояло сидеть в этих домах и ждать помощи или смерти. Сабуров не знал, что происходит южнее и севернее, хотя, судя по команде, кругом повсюду шёл бой, но одно он твёрдо знал и ещё твёрже чувствовал: «Эти три дома, разломанные окна, разбитые квартиры, он, его солдаты, убитые и живые, женщина с тремя детьми в подвале — всё это вместе была Россия, и он, Сабуров, защищал её. Если он умрёт или сдастся, то этот кусочек станет немецкой землёй, а этого он не мог себе представить». Он оглянулся на свой изрешечённый, избитый осколками дом и подумал, что никуда не уйдёт из этого дома.

Эти строки помогают понять нам «скрытый патриотизм» советского солдата. 16 суток они отбивали атаки врага, но не отдали эти 3 дома и площадь.

Данная повесть К. Симонова показала, как ковалось «военное счастье», начавшееся именно под Сталинградом.

Ещё одним значительным произведением о событиях под Сталинградом является роман Юрия Бондарева «горячий снег». Этот роман Бондарев посвятил подвигу советских солдат, преградивших путь танковой армаде Манштейна.

Один из центральных героев — командир взвода противотанковых орудий, лейтенант Кузнецов, один из тех близких и дорогих сердцу писателя образов «мальчиков-офицеров», представителей его поколения. Этот образ показывает момент рождения нового качества, становления, превращения обыкновенного московского юноши, рождённого в 1924 году, в одного из тех легендарных героев, имена которых навечно выбиты на скрижалях истории.

Зимой 1942 года в степи, в сорока                   пяти км северо-восточнее Сталинграда, лейтенант Кузнецов принял боевое крещение. За сутки он сделался другим человеком. То, что сделали он и его боевые товарищи за 24 часа, до сих пор продолжает изумлять мир, вызывать восхищение и преклонение. 

Из какого же металла были выкованы эти чудо-богатыри — Кузнецов и его товарищи, остановившие яростный натиск танковой армады?

— Война была проверкой на человечность, — говорил Юрий Бондаренко. Поэтому преодоление античеловеческой сути происходящего во имя высших требований человечности, необходимость обезвредить тех, кто исповедует мораль людоедов, спасти человечество, они ощущают как свой священный долг. Во имя этого долга стояли и выстояли лейтенант Кузнецов и его боевые друзья.

Почему сегодня произведения о войне вызывают интерес даже у молодого поколения? На этот вопрос можно ответить словами Бондарева: «Неправильно было бы думать, что прошлое остаётся лишь воспоминанием, отблеском в памяти людей. Прошлое так же материально, как и настоящее. Когда мы пишем о войне, то, конечно, должны иметь ввиду, что наша мысль всегда устремлена в целевую точку, подобно компасу, а это направление носит единственное название — современность».

Нам, молодым людям, не прошедшим суровых испытаний, выпавших на долю отцов и дедов, выпало счастье вырасти и жить в условиях мира, не зная бедствий войны. Надо дорожить этим, помнить, какой ценой завоёвано наше право жить, учиться, растить детей и радоваться солнцу. Этому учат нас книги о войне. Их стоит прочесть каждому. Эстафета мира — в руках молодого поколения.

К печати подготовила
дочь Виктория ФИЦНЕР.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Like
Like Love Haha Wow Sad Angry

Добавить комментарий

Войти с помощью: