Развитие речи детей становится всё более актуальной проблемой в обществе.

Бедное, «безграмотное» говорение с экранов телевизоров, агрессивно-примитивная речь, которая насаждается телевизионной рекламой, западными боевиками и мультфильмами, — всё это создаёт прямую угрозу надвигающейся языковой катастрофы. Отсюда огромная ответственность и важность работы педагогов, занимающихся формированием речи подрастающего поколения, начиная с дошкольного возраста.

Когда ребёнок достигает пяти-шестилетнего возраста, большинство родителей задумываются над тем, как лучше развивать его способности, как правильно подготовить его к обучению в школе. Как правило, дети, поступившие в первый класс, умеют считать, некоторые из них читать и, казалось бы, полностью подготовлены к школьному обучению. Однако часть первоклассников, сталкиваясь с постоянной мыслительной нагрузкой, обнаруживает трудности в решении и объяснении математических задач, формулировании правил и понятий и, следовательно, в их осмыслении и запоминании, в установлении причинно-следственных связей.

В нашем учреждении с начала учебного года реализовывается образовательный проект «Информатика без розетки», разработанный Парком высоких технологий. Он развивает у воспитанников старшего дошкольного возраста логику, алгоритмическое мышление, интеллект, подготавливает детей к современной жизни, которая невозможна без владения программированием и различными цифровыми технологиями. На всех занятиях у детей, конечно, развивается и речь. Им необходимо объяснить выполнение заданий, ответить на различные утверждения, аргументировать свой ответ.

Регулярная и планомерная работа по развитию мышления и речи не только существенно повысит готовность ребёнка к познавательной деятельности, интерес к интеллектуальным задачам и доставит удовольствие от их выполнения.

Научите ребёнка наблюдать за предметами и явлениями окружающего мира, подмечать в них главные и отличительные особенности, это будет способствовать систематизации приобретаемых им знаний. Его добрыми помощниками в этом станут игры: «Четвёртый лишний», «Что общего у предметов в каждой группе?», «Какое свойство объединяет каждую группу предметов?», «Закончи предложение» и др.

При выполнении некоторых заданий особенно активно будет задействовано внимание, при проведении других потребуется серьёзная работа памяти. Часть упражнений, помимо мышления, стимулирует воображение дошкольника. Воспитанникам, чей лексический запас и грамматическое оформление речи нуждаются в совершенствовании, предлагаемые словесно-логические упражнения и задания помогут существенно пополнить активный словарь и повысить содержательность, логичность, точность высказываний.

Проведение предлагаемых игр не требует никаких специальных условий. Играть с ребёнком взрослый может, гуляя по улице, ожидая очереди к врачу, в автобусе, по дороге в детский сад, на кухне, готовя ужин, и т. д. Педагог или родитель выбирает игру, сложность которой соответствует возможностям ребёнка. Доступность заданий и успешное выполнение их придадут малышу уверенность в себе, и у него появится желание возвращаться к ним вновь и вновь.

Выполняя эти интересные задания, родители лучше узнают своего ребёнка, это прекрасная возможность подружиться с ним, помочь ему развить способности и, конечно же, подготовить к обучению в школе.

Галина ВОРОНОВИЧ, учитель-дефектолог лельчицкого детского сада №4.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Like
Like Love Haha Wow Sad Angry

Добавить комментарий

Войти с помощью: