Кураш В.Т.

Горели фашистские печи,

Хлестали фашистские плети,

Кричали и плакали дети,

Сквозь слёзы зовя матерей…

(Т. Балакина)

Война не щадила ни детей, ни стариков, ни женщин — погибали все, независимо от возраста, пола, национальности. Больше всего людей ушло из жизни не на фронтах, а в лагерях смерти. Задачей фашистских концлагерей было уничтожение личности. Те, кому повезло меньше, загублены физически, кому «больше» — морально. В лагерях смерти даже имя человека переставало существовать. Вместо него был только идентификационный номер, которым называл себя в своих мыслях даже сам заключённый. Фашизм нанёс человечеству страшный удар.

На оккупированной фашистами территории Беларуси было создано более 260 лагерей смерти и мест массового уничтожения людей. Огромное число населения стали узниками фашистских концлагерей. Среди них — Тростенец, Минское гетто (крупнейшее в Европе), Озаричи и детский концлагерь Красный Берег. По приблизительным данным в лагерях смерти на территории нашей страны нацисты уничтожили свыше 1,4 миллиона человек. В Гомельской области насчитывается 7,1 тысяча бывших узников, в основном — дети войны.

11 апреля во многих странах проходят различные памятные мероприятия: встречи бывших узников, поминовение погибших, поклонение перед памятью о них, возложение цветов к могилам и местам захоронения жертв фашизма. Ведь только сохраняя память о тех страшных событиях и отдавая дань уважения погибшим и выжившим в том аду людям, можно надеяться на то, что подобное больше никогда не повторится в человеческой истории.

В интервью «Светламу жыццю»  бывшие узники   рассказали  о том,  как и что помогло выжить тем, кто дождался освободителей.

Вера Трофимовна Кураш (на снимке), жительница  агрогородка Буйновичи:

— Мой отец 1905 года рождения, офицер, служил в городке Озерец, недалеко от деревни Буйновичи. Когда началась война, он, как командир отряда, в 1941 году организовывал мобилизацию в деревне Буда-Софиевка, и сам ушёл на фронт. А семье сказал ждать. После  формирования отряда собирался нас забрать. Но мы его так и не дождались. Нас забрали немцы. Куда они  только нас ни возили в товарняках. Мы были не в одном лагере. В начале — в  Освенциме, находившегося в Польше.

Нас было три сестры, мать и бабушка. Старшей сестре  было 4 года, средней — 2, мне один годик.  Конечно, помню я мало, только  то, что рассказывала мать: большие окопы, железные прутья, куча тряпья и мы там, в уголочке сидели. Мама работала, а мы были у бабушки под присмотром. Это  ужасные годы, немцы очень издевались. Нам было суждено пройти  через нечеловеческие страдания. Трудно осознать, что творили фашисты. Людей эксплуатировали, морили голодом. Над узниками проводили преступные медицинские опыты, в результате которых многие умирали. Мы служили донорской  кровью для восточного фронта. Те, у кого кровь брали только два раза — выживали, а после третьего — умирали.  Еду  бросали в песок, через проволоку.  Люди  хватали  хлеб, рвали его на куски, еда попадала тому, кто был сильнее, а слабые  оставались голодными. Нам, как собакам, приносили похлёбку. И мы ручонками, ложек не было, её ели.

Работали по 15-20 часов, это дети, которым было по 10-15 лет. А когда выбивались  из сил, их раздевали догола и обливали холодной водой. Затем били палками. Безжалостно расстреливали матерей и малолетних детей, заставляя их самих копать себе могилу.  Мы перенесли этот ад, чудом остались живы.

Когда немцы стали отступать, нас повезли в вагонах на Запад.  В  1944 году мы находились  в Лахве (Польша),  там нас  и освободила Красная армия. Домой добирались пешком.  И, слава Богу, прибыли в родные места, на своё пепелище.

Вначале построили маленькую хатку, а потом со временем, хороший кирпичный дом. Но, несмотря на всё, мы выросли и стали патриотами своей Родины. Имеем все высшее образование.

Смотрю на последние события, которые проходят в стране и слёзы наворачиваются. Чего же вам не хватает?  Посмотрите, как же хорошо теперь жить!  Я не могу никак понять, как женщины берут коляски и ходят с бело-красным-белым флагом? Почему люди забывают прошлое? Мне кажется, что нашей молодёжи мы мало рассказываем о том жестоком и суровом времени 1941-1945 годах.  Я не понимаю, почему они так делают. Деньги платят? И что с тех денег, сегодня заплатили, а завтра нет. И что дальше? Молодёжи нужно работать, работать и работать. Я за нашего Президента                                                         Александра Григорьевича Лукашенко, который за процветающую, независимую и мирную Беларусь.

Обращаюсь к молодому поколению: дай Бог, чтобы ваши глаза не видели ужасов того страшного времени, через которое пришлось пройти нашему поколению, у которых было детство опалённое войной и опутанное колючей проволокой. Мне страшно становится за молодёжь.

Из воспоминаний Антонины Петровны Саврасовой (на снимке), жительницы  деревни Гребени:

— В деревню Ольховая немцы сразу не зашли. Мужики завалили дорогу, а мы прятались в ямах. Потом вышли из леса и пошли по домам. Затопили печь, чтобы испечь хлеб, и тут ворвались немцы. Нас выгнали из дома: кто в чём был, кто что схватил, и погнали до Буйновичей. Родители рассказывали, что партизаны пробовали нас отбить, но не получилось. Так мы дошли до Калинковичей, там нас погрузили в товарные вагоны и повезли  в Австрию, горы Альпы.  Там мы пробыли с  1943 года  и до второй половины 1944. Жили в бараках. Родители работали на лесоповале. Потом, когда стало известно, что Советский Союз побеждает в войне, нас с гор забрали в местечко. Жили в полуподвальном  холодном, сыром помещении. Мать досматривала хозяйство у немцев, отец работал на пилораме. Старшую сестру заставляли выносить туалетные горшки и она всё время плакала.  Всегда очень хотелось есть. Для питания приносили какую-то баланду.

Самое яркое воспоминание — это когда освободили нас в 1945 году. Это было… Не знаю, как сказать, очень трогательно. Все плакали, представляете? Мы же никогда не думали, что останемся в живых. Когда нас освободили, мы там все слезами залились от радости. Не вернулся  с нами мой дед, он по дороге заболел  и умер на Львовщине, там его и похоронили.

События, происходящие в стране, пугают нас, то поколение, которое пережило страшные ужасы войны. Молодёжь горя не видела, поэтому выходит на улицы, не понятно, что требуя. Работать  нужно, прислушиваться к старшему поколению.  Нужно помнить и чтить историю, помнить то, что пережили мы, чтобы фашизма больше не повторилось. Любить свою родню — ведь это основа счастливой жизни, ведь человек для этого и рождается. Надо быть добрым к другим. Тогда и они ответят взаимностью. Ведь  война — это самый отвратительный варварский пережиток прошлого человечества. Хочу, чтобы люди будущих поколений были честными, порядочными и благородными, чтобы знали, что человек имеет достоинство.

Надежда ГУД.
Фото автора.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Like
Like Love Haha Wow Sad Angry

Добавить комментарий

Войти с помощью: