Искажение истории. Как tut.by лжет своим читателям 25.03.2021 20:15

22 марта 2021 г. белорусский портал tut.by опубликовал большую редакционную статью «Лукашенко заявил о геноциде белорусского народа под БЧБ-флагом. Объясняем, что происходило в годы войны». Ниже мы с фактами в руках докажем, что этот материал состоит из пропаганды, полуправды, передергиваний и откровенной лжи.

Итак, разбираем несколько важных посылов из тутбаевского материала. Все они касаются истории использования бело-красно-белого (далее БЧБ) флага.

Tut.by: «Так кто же во время войны использовал БЧБ-флаг? Как пишет историк Антон Рудак, полицейские никогда не носили бело-красно-белые повязки. Их использовали участники двух организаций.

Первая — участники Корпуса белорусской самообороны, созданного летом 1942 года для борьбы с партизанами. Но немцы побоялись их вооружать, поскольку участники КБС часто переходили на сторону противника. Поэтому созданные 20 батальонов не были вооружены должным образом и легко разгонялись партизанами. Уже весной 1943-го отряды КБС были расформированы.

Вторая — члены Союза белорусской молодежи (по словам Рудака, «своеасаблівага мясцовага аналага Гітлер’югенда»)».

Фактчекинг. Эти абзацы целиком построены на умалчиваниях и затушевывании фактов, кроме того, содержат фактические ошибки (неясно, умышленные или нет).

Действительно, белорусские служащие вспомогательной полиции не носили БЧБ-повязок. Однако они носили на рукавах весьма заметные БЧБ-шевроны, отлично выделявшиеся на черной форме и видимые издалека (см. В.А.Ляхор, «Военная символика белорусов», Минск, «Харвест», 2014, с.189).

Во-вторых, участники Корпуса белорусской самообороны (июль 1942 – апрель 1943) также в подавляющем большинстве не носили БЧБ-повязок, а имели  разномастную форму (от немецкой до литовской), что делало их малоотличимыми от партизан. Повязка при этом могла быть, могла – нет.

В-третьих, то, что 20 батальонов КБС «легко разгонялись партизанами», не делает их небоеспособными, никоим образом не оправдывает и не означает, что эти части не вели боевые действия против партизан и карательные – против мирных жителей.

В-четвертых, скромная краткая фраза про то, что «члены Союза белорусской молодежи (по словам Рудака, «своеасаблівага мясцовага аналага Гітлер’югенда»)», видимо, должна приводить читателя к мысли о том, что ничего серьезного там не было – ну, подумаешь, Гитлерюгенд, мальчишки и мальчишки. Между тем именно СБМ имел наиболее полную и хорошо проработанную эмблематику на основе БЧБ. В книге В.А.Ляхора приводится аж 5 (!) вариантов нарукавных БЧБ-повязок СБМ, 2 погона и 2 шеврона с использованием расцветки БЧБ (см. В.А.Ляхор, сс.186-188). И был СБМ совсем не мирным детским кружком, где сьпявали песьсни пра любимую Беларусь на стихи Натальи Арсеньевой. Современные белорусские исследователи не скрывают, что «галоўнай мэтай была падрыхтоўка новай генерацыі беларусаў у духу германскага нацыянал-сацыялізму». Для того в Беларуси действовали 4 школы по подготовке руководящих кадров СБМ, а всего на 1 июля 1944-го в организации числилось 12600 человек – молодых, мотивированных, в отличной физической форме, знающих, как владеть оружием. И служили они далеко не только в тылу – с весны 1944-го СБМовцы активно привлекались к службе в вермахте, люфтваффе, полиции и Белорусской краёвой обороне.

Кстати, мы подошли к пятому пункту. Беларуская краёвая ахова (БКА) вовсе не упомянута в материале tut.by в качестве тех, кто использовал БЧБ-символику в годы войны. А зря. БЧБ-повязок они не носили, а вот БЧБ-шевроны, отлично выделявшиеся на черной форме, использовали еще как (см. В.А.Ляхор, с.189).

В-шестых, незаслуженно позабыта 1-я гренадерская бригада Ваффен СС (1-я Белорусская), сформированная в 1945 г. На рукавах ее солдаты носили БЧБ-шевроны, а на касках – БЧБ-декаль (щиток национальных цветов, см. В.А.Ляхор, с.196).

И в-седьмых, за бортом осталось также «адно з найлепшых калабарацыйных фарміраванняў з беларусаў», как с гордостью сообщает белорусская Википедия, – 13-й Белорусский полицейский батальон СД. При его формировании Франц Кушель выставил немцам следующие условия:

«1. Командный состав батальона – белорусский.
2. Командный и бытовой языки общения – белорусский.
3. Кандидатуры командиров представляет главный войсковой референт БСА.
4. Моральная поддержка и пропаганда – за белорусами.
5. Вооружение, форма и снабжение – немецкие, по немецким военным нормативам.
6. Знаки отличия на мундирах – белорусские, на головных уборах военнослужащих вместо немецких кокард – белорусские “Пагони”, на левых рукавах повязки (впоследствии нашивки) цвета национального флага.
7. Батальон действует только в Беларуси и только против советских партизан».

Немцы согласились на все эти условия, кроме одного – командир батальона должен быть немцем.

Батальон начал формироваться в начале 1943 г., и вскоре насчитывал примерно 400 человек. Дислоцировался в Вилейке. Впервые пошел в бой в мае в ходе антипартизанской операции «Коттбус» под Лепелем, и считался одним из самых боеспособных соединений коллаборационистов. В июле 1944-го 3-я рота батальона действовала против партизан также в Чехословакии и Италии.

Таким образом, вывод, к которому подводит своих читателей tut.by – о том, что БЧБ-расцветку в годы войны практически никто не использовал, а если кто и использовал, то это были несерьезные, неважные и практически безобидные организации – является целиком ложным и построенным на манипуляциях. Кроме того, о нескольких военных частях, использовавших БЧБ-эмблематику, – в том числе о самых боеспособных, – не упомянуто вообще.

Продолжим.

Tut.by: «Также БЧБ-флаги использовали на публичных мероприятиях, но только в последний год перед освобождением Беларуси».

Понять эту фразу вообще сложно – имеется в виду то ли 1944 год, то ли период с июля 1943 по июль 1944-го. Но посыл ясен – в начальный период оккупации БЧБ-флаги в Беларуси якобы никем не использовались.

Для того, чтобы опровергнуть эту ложь, достаточно раскрыть журнал «Беларуская школа», февральский номер за 1942 г., страницы 9-13. В нем подробно описывается конференция окружных и районных школьных инспекторов Беларуси, прошедшая 15 декабря 1941 г. в Купаловском театре Минска. Вот как описывает журнал начало конференции: «Театр украшен празднично, высоко над входом с двух сторон от немецкого флага красовались 2 белорусских бело‑красно‑белых флага». Читаем дальше: «Входит гауляйтер В. Кубе, все встают, приветствуют его поднятием руки. На фронтальной стене — большие бело‑красно‑белые флаги».

На той же конференции выступил главный инспектор белорусских школ Сивица. И сказал буквально следующее: «У школе мусiць быць партрэт Гiтлера, а наабапал партрэту – беларускiя бела-чырвона-белыя сьцягi. Могуць быць i партрэты беларускiх нацыянальных паэтау. Можна вывешваць i нацыянальныя ды культурныя клiчы». Оцените: посылы содержатся разные. Портреты национальных поэтов и «культурные кличи» – могут быть, а БЧБ-флаги вокруг портрета Гитлера – должны быть. Из уст главного инспектора школ – это не пожелание, это приказ. Так что не стоит сомневаться в том, что в начале 1942-го все действующие в оккупированной Беларуси школы были оформлены именно таким образом: Гитлер и два БЧБ по бокам.

На соседней странице мнение главного инспектора поддержала своим авторитетом жена главного полицая Беларуси Франца Кушеля Наталья Арсеньева. По мнению поэтки, БЧБ-флаг «павiнен красавацца у кожнай школе Беларусi побач з партрэтам Вялiкага Правадыра Нямецкага Народу, Адольфа Гiтлера».

А 27 июля 1942 года в печати появилось подготовленное И.Ермаченко и подписанное гауляйтером В.Кубе постановление, которое позволило использовать БЧБ-флаг уже везде: во время праздников, торжественных шествий, митингов и демонстраций вместе с нацистской символикой. Правда, прямой начальник Кубе, рейхскомиссар Остланда В.Лозе, его не утвердил. Но Лозе сидел в Риге, ситуацию в Минске не контролировал, и с ним у Кубе отношения были неприязненными, так что мнение Лозе для белорусского гауляйтера мало что значило. Т.е. БЧБ-флаг спокойно использовался, и никто его не запрещал.

Таким образом, второй тезис tut.by – что «БЧБ-флаги использовали на публичных мероприятиях, но только в последний год перед освобождением Беларуси» – представляет собой прямую ложь. БЧБ-флаги активно использовались на протяжении всей оккупации, причем уже в конце 1941 г. их использование в сфере школьного образования было предписано официально.

Tut.by: «Тогда почему оккупанты смотрели на использование символики сквозь пальцы? Ведь даже Вадим Лакиза подтверждает, что об официальном разрешении с их стороны ничего не известно».

Фактчекинг. Директор Института истории НАН Беларуси Вадим Лакиза лукавит – выше мы привели данные о постановлении В.Кубе от 27.7.1942, официально разрешавшее использование БЧБ-флага, хотя он и до этого широко применялся без всяких разрешений. А tut.bу, приводя выгодные для них выводы Лакизы, не упоминает, к примеру, о позиции доктора исторических наук И.Марзалюка, который убежден в том, что БЧБ-флаг использовался активно и вполне легально.

Tut.by: «Такое разрешение было не единственной формой заигрывания. Например, во время оккупации были открыты многие церкви. Ясно, что это делалось с пропагандистским эффектом. Но теперь от верующих не требуют поголовно стать атеистами из-за этого факта».

Фактчекинг. Один из любимых аргументов БЧБ-националистов – это быстрый перевод стрелок на других, в духе «А вот русские тоже использовали свой флаг», или вообще аргументы в духе «Полицаи носили штаны, давайте и штаны запретим». Все нормальные люди понимают, что штаны далеко не ровня флагу, точно так же, как и флаг – далеко не ровня Церкви. Наиболее дешевый и манипулятивный прием из приведенных нами.

Tut.by: «Отсутствуют свидетельства о БЧБ-флагах и относительно других карательных операций во время войны. Почему можно говорить об этом уверенно? Фразы об использовании БЧБ-символики постоянно звучат с экранов и страниц госСМИ. Но необходимо их подтверждение, иначе говоря — доказательства. Для этого нужны исторические источники — документы и предметы материальной культуры, которые отразили исторические события. Именно на их основе историки затем создают свои работы.

Советский историк Лев Пушкарев выделял следующие типы исторических источников: письменные, вещественные (археологические), устные, данные языка, этнографические (явления культурной и общественной жизни), кинофотодокументы и фонодокументы.

Но ни один из типов этих источников не подтверждает использование БЧБ во время операций. Видео и фото, которое показывают на телевидении или на YouTubе, иллюстрируют публичные мероприятия в последний год перед освобождением Беларуси (о них и писал Рудак). На фото и видео никак не отражены операции с использованием БЧБ-флага. Эта символика не упоминается ни в многочисленных письменных источниках (документах партизан, нацистов и коллаборантов), ни в многочисленных воспоминаниях, ни в устных воспоминаниях, записанных в советское и постсоветское время. Оно не нашло отражения в языке (в пословицах, частушках) и т.д.»

Фактчекинг. Здесь стоит четко разделить понятие «БЧБ». Потому что, действительно, под БЧБ-флагами не было осуществлено ни одной карательной операции. Почему? Да просто потому, что во время карательных операций никакие флаги не используются. Однако это не делает БЧБ-флаг менее грязным, потому что он еще с начала 1942-го висел в каждом белорусском классе, обрамляя портрет Гитлера, гордо реял на «Дожинках» и «Днях Воли» и всячески символизировал стремление белорусов к независимости под лидерством Вялiкага Правадыра Нямецкага Народу.

Если мы говорим о карательных акциях, то там речь может идти исключительно о БЧБ-повязках либо БЧБ-шевронах на рукавах участников карательных операций и БЧБ-декалях на их касках. Ссылка на отсутствие таковых в источниках в данном случае доказательством не является. И вот почему. В момент совершения карательных акций БЧБ-шеврон, повязка либо декаль были всего-навсего одним из атрибутов формы карателя – примерно таким же, как пистолет, фуражка или ремень. И сложно себе представить, чтобы свидетели происходившего особо запомнили именно этот атрибут и делали на нем акцент в своих воспоминаниях. Точно так же в мемуарах вы не встретите подробного описания формы немецких, литовских, латышских или украинских карателей, их погон, оружия или обуви. На тот момент это не имело никакого значения, поскольку люди находились в пограничной, критической ситуации, а в ней жертве все равно, кто именно готовится ее убить и какие именно у палача погоны.

Именно это сейчас позволяет адептам БЧБ-символики делать невинные глазки и использовать шулерский прием: говорите, было участие в карательных акциях? Докажите! Нет свидетельств? Ничего не снято на кинопленку, не сохранилось народных пословиц и частушек об этом?.. Ну, значит, и не было ничего.

Между тем достаточно вспомнить упоминавшийся выше 13-й батальон СД, на котором – кровь партизан и мирных жителей во время операции «Коттбус», кровь евреев пяти гетто, кровь 22 тысяч замученных в Колдычевском лагере под Барановичами. На касках карателей 13-го батальона жертвы видели БЧБ-декаль, а на рукавах мундиров – БЧБ-шевроны. Был 13-й батальон далеко не единственным. И этого – вполне достаточно.

Выводы, сделанные tut.by, целиком и полностью манипулятивны и построены на передергиваниях фактов.

Tut.by: «Кроме того, бело-красно-белый флаг уже несколько раз попадал в центр внимания. В конце 1980-х, когда вновь стал активно использоваться. В 1991-м, когда стал государственным. В 1995-м, когда прошел референдум о смене символики. В 2018-м, когда отмечалось 100-летие БНР. Если были бы известны какие-то факты, цитаты, фотографии или видео, которые свидетельствовали о флаге с отрицательной стороны, они бы обязательно попали на страницы газет или СМИ. Но до сих пор об этом ничего не известно».

Фактчекинг. Вышеперечисленные периоды имеют свою специфику. В конце 1980-х и 1991-м БЧБ-флаг находился «на подъеме» и активно продвигался группой заинтересованных лиц в качестве национального символа. Альтернативные мнения тогда никого не интересовали. Это стало возможным лишь после избрания президентом А.Лукашенко, который инициировал референдум по смене символики в 1995-м. И будьте уверены, если бы подавляющее большинство белорусов было за БЧБ, никуда бы он не делся. Но результаты референдума сказали сами за себя – навязанный сверху чуждый флаг был убран с официальной сцены. В 2018-м, когда отмечалось столетие БНР, белорусское общество было уже четко расколото надвое (этот раскол вышел наружу 2,5 года спустя), и потому все факты о БЧБ сводились точно к тому же нехитрому «положительному» набору, который тиражируется в СМИ и сейчас, а все темные стороны его истории затушевывались, замалчивались или просто отрицались.

Вывод: все посылы, изложенные в материале tut.by, являются намеренным искажением истории с целью обеления и реабилитации БЧБ-символики.

Игорь Орлович, teleskop-by.org

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Like
Like Love Haha Wow Sad Angry

Добавить комментарий

Войти с помощью: